Казак Мамай
Казак Мамай

Калинов мост
Калинов Мост

Кирилл и Мефодий
Кирилл и Мефодий


 

Исторические памятники

Дольмен

Невероятные события у дольмена

Сергей Сковпень 20.12.2011


В начале октября я бросил все свои дела, и добрался-таки до моего знакомого дольмена. Заканчивался мой трудовой отпуск и я давно хотел вновь увидеть это сооружение. Целью моей экспедиции было обмерить и сфотографировать его, а также выяснить, каким же образом он был построен.

Примечательна история того, как я впервые познакомился с этим памятником. Было это как мне помнится, лет двадцать пять – тридцать тому назад. Я бесцельно бродил по руслу реки Убин, в районе горы Собер, наслаждался природой. Был теплый летний день, погода помню, стояла прекрасная. Было не жарко, прохладные струи Убинки звенели среди мокрых камней, отражая синее чистое небо, пели птицы. Но, вдруг, словно какая-то сила повлекла меня в лес, мне показалось, что предстоит сейчас увидеть нечто необычное. В лесу было тихо и прохладно, под ногами хрустели прошлогодние дубовые листья, тропинка увлекала меня вперёд и вела меня в гору. Когда я поднялся на пригорок, то увидел прямо перед собой дольмен. Он стоял величественный и рукотворный с круглым отверстием в передней плите. Казалось, века застыли в этом камне. Словно неведомый силач поднял эти камни и поставил их друг на друга. Я знал, что в наших горах есть дольмены, но до этого дня видел их только на картинках в учебнике. А здесь я воочию его увидел, и это было поразительно.

Позже я прочел у историков Кубани старую черкесскую легенду о дольменах, где говорится о том, что в давние времена жили в горах Кавказа люди великаны и люди маленького роста, такие маленькие, что ездили верхом на зайцах. Для этих маленьких людей и построили великаны эти дома. Казаки, поселившиеся здесь позже, называли их богатырскими хатками.

Однако это легенды. А история говорит о том, что построили их во 2 тысячелетии до нашей эры, в эпоху бронзы. Большие камни использовали для того чтобы подчеркнуть значение этих монументов. Циклопические постройки вообще характерны для этого времени, взять хотя бы крепостные стены в Микенах или Древнеегипетские постройки. Дом из огромных камней должен был вечно хранить покой своего хозяина. Такое значение они могли придавать этим постройкам только в случае, если они являлись усыпальницами знаменитых людей. Людей обладающих властью, силой, доблестью. Это были вожди племён, герои, военные руководители. Это было время зарождения новых культов и верований. И те невероятные события, которые далее случились со мной, указывали на это.

Но буду вести повествование по порядку.

Потом уже будучи учителем возил школьников на экскурсии к этому дольмену, рассказывая им все, что знал о нём. Но меня всё время мучил вопрос о том, как люди ещё каменного века только – только что, и ещё не везде освоившие бронзу воздвигли это сооружение. Каким образом они сделали отверстие в камне, как им удавалось поднять и поставить наверх каменную плиту. И вот, наконец, уже поздней осенью 2011 года я решил выяснить для себя эти вопросы, для чего и приехал к дольмену.

Гора, на которой он стоит, примечательна тем, что имеет уступ у подножья, высотой около 20 метров, на котором и расположена площадка с дольменом, справа и слева эта площадка ограничена промоинами. Дольмен стоит примерно в середине этой площадки, видимо перед ним находится еще два полностью разрушенных дольмена, об этом говорят кучи каменных плит. За три тысячелетия он не врос в землю, видимо поставили его на скальном фундаменте.

Дольмен расположен таким образом, что смотрит он своей передней стенкой на восток, однако нужно сказать что, расположен он также на восточном склоне горы, и своей передней стенкой смотрит на гору Собер. Перед ним протекает река Убин. Поэтому думаю, что, хотя расположение дольмена указывает на стороны света, такое положение могло быть случайным.

Чертеж дольмена

Сравнение размеров дольмена показало его несимметричность, боковые стены подбирались из подходящих по размеру и форме камней часто не соответствующих друг другу по форме, поэтому явной симметрии здесь не прослеживается. Хотя в основном это зеркально симметричное сооружение с вертикальной осью симметрии проходящей посередине отверстия в восточном стене. Зрительно спереди он воспринимается как симметричное древнее сооружение, за счет того что передняя стенка сделана и обточена достаточно тщательно, с равным наклоном вовнутрь боковых стен. Причем зрительно эта несимметричность почти не выявляется.

Строительные материалы для дольмена

Строительные материалы для него я нашел быстро, такими же плитами из песчаника из которых был сложен дольмен, была усыпана гора сверху. Строили его видимо следующим образом. Плиты откалывали от горы либо находили подходящие по размеру и спускали сверху на нижнюю площадку, где происходило строительство. Там их при необходимости обтёсывали, вытачивали продольные канавки, высверливали отверстие, устанавливали входные стены, а затем накрывали его массивной каменной плитой, надвигая крышку сзади дольмена по направляющим из бревен, подкладывая под крышку круглые бревна. Все это мне в своей жизни приходилось делать и самому с бетонными блоками и, скажу вам, ничего сложного в этой работе нет.

С внутренней стороны стенки дольмена тщательно подогнанны

На фотографии видно, что внутренняя поверхность дольмена достаточно ровная и плиты тщательно подогнаны друг к другу.


Рискну предположить что, внутреннюю ровную поверхность стен обрабатывали тем же способом, которым сегодня шлифуют литографские камни. То есть, клали плашмя камень на камень, подсыпали между ними мокрый песок и двигали верхний камень относительно нижнего. Таким способом, по моему мнению, были выровнены внутренние плоскости боковых стен, передняя и задняя стенки. Обработка пазов производилась деревянными бревнами, подсыпая под них песок. Об этом говорит их характер, которые у края блока более широкие, а к середине более мелкие и борозды на камне говорят об этом же. Много возни было с передней стенкой, но делали её видимо аналогичным способом, а затем с помощью песка и деревянного бревна высверливали отверстие, причем сверлили его в двух сторон. Это видно на фотографии. Верхнюю плиту подбирали большего размера с тем, чтобы часть камня свешивалась по краям, так она не только придавала устойчивость всему сооружению, но и защищала конструкцию от дождя, в то же самое время за эти свесы, руками, большое количество рабочих удерживали эту плиту на весу. Таким же способом переносили плиты перекрытий вручную еще недавно китайские рабочие на стройплощадках. Я так и не понял, была ли верхняя плита изначально цельной или состояла из трех частей. Две из этих частей находятся на своем месте, передняя же расколота и лежит перед дольменом. Сделать такое сооружение, при наличии достаточного количества рабочих рук, можно было дня за два.

Передняя стенка дольмена с круглым отверстием.

В воздухе висело нечто.

Плазмоид

Оно же в увеличенном виде.

Плазмоид

Похожий объект я увидел на другой фотографии

Плазмоид

Вот он в увеличенном виде

Плазмоид

И на других фотографиях были видны такие же объекты.

Плазмоид

Они были маленькие и большие, ближе и дальше

Плазмоид

Владыка Большой Горы умер!

Об этом на рассвете известили барабаны своей дробью. Потом послышался крик шамана и в гору потянулись рабы, неся свои молотки и деревянные колья, что бы отделить от горы каменные плиты, из которых можно было бы изготовить последний каменный дом для Хозяина Горы

К вечеру плиты были готовы, спущены с горы вниз и уложены на площадку у подножья. На ней всю ночь горели костры, освещая каменотесов, которые готовили плиты для укладки. Пять рабов высверливали круглое отверстие для того, чтобы владыка мог видеть свои владения. Они постоянно вращали круглый чурбан из бревна с четырьмя ручками, а один раб постоянно подсыпал под него влажный песок из речки.

К полудню следующего дня всё было готово. Тело Владыки с подобающими ему почестями принесли и усадили внутри его нового дома, прислонив спиной к стене так, чтобы через отверстие он мог обозревать восход солнца над Великой горой.

Затем рабы встали по сторонам последнего дома Владыки и надвинули предварительно поднятую крышку, оставив своего повелителя внутри его нового дома. После этого его закрыли снаружи большой каменной пробкой, и его верные войны устроили поминальную тризну до утра, вспоминая все добродетели усопшего.

Теперь ни один дикий зверь не сможет побеспокоить покой их повелителя. А утром с первыми лучами восходящего солнца шаман откроет отверстие в передней стенке и Владыка сможет наблюдать восход солнца над Собером, слышать и видеть текущую реку под ним и так же как при жизни следить за своими подданными.


Так или примерно так я представлял себе время и способ постройки этого дольмена, когда возвращался домой.

Дома же загрузив фотографии в компьютер - ахнул, увидев на некоторых фотографиях нечто необычное.

Дело в том, что приехал я к дольмену уже поздно, вечерело и боясь, что не разгляжу на фотографиях некоторых детали, применил накамерную вспышку «Сanon Speedlite 580XII» и на некоторых фотографиях снятых при помощи этой вспышки я увидел светящиеся сферы, которые висели в воздухе. Причем это были фотографии снятые при помощи этой вспышки, на многочисленных других фотографиях ничего подобного не было.

Я, конечно, слышал о плазмоидах, встречающихся в подобных местах, поднял несколько сайтов о них, но там они были другие, не такие яркие, имеющие более четкие очертания краев.

Я стал анализировать. Дело в том, что на фотографиях изображение строится из отраженного света от окружающих предметов и прямого света от его источников. Прямой свет от источников на некоторых фотографиях был вообще исключен, потому, что фотографировал я на фоне темной горы без источников света. Поэтому здесь изображен отраженный свет от вспышки, а такой яркий может быть оттого, что он почти весь отразился от чего-то. Это что-то висело в воздухе, причем на одних фотографиях оно есть, а на других его нет. Поэтому оно либо быстро передвигалось то, попадая в кадр, то нет, либо пульсировало, то становясь видимым, то вновь оставаясь невидимым, так же как и на фотографиях снятых без вспышки.

Нужно сказать, что сам я довольно скептически отношусь к подобным публикациям, я не специалист по аномальным явлениям, и совсем не собирался их освещать здесь. Однако, этот случай заинтересовал меня и я попытался увеличить данную фотографию, что бы что-то разглядеть. Я специально не хочу, что бы зрители восприняли это как какой-то фото трюк или эффект, поэтому отказался от любых фоторедакторов и просто увеличил фотографию снятую на «Сanon 50D».

Органы чувств у человека имеют определённые рамки чувствительности. Мы живем в мире не замечая вокруг нас многих вещей, потому что мы не можем их увидеть, услышать, или каким то образом почувствовать. Но это не означает, что их нет. У собак или других животных совершенно иная чувствительность, они могут видеть то, что человеческое зрение или слух не различает. И наблюдая за нашими питомцами, мы часто видим, что-то необычное в их поведении. Собаки могут без видимых причин на что-то лаять или прятаться от чего-то невидимого для наших глаз, лошади могут простоять весь день в стойле, отказываясь выходить на прогулку. Кто бы мог подумать, что мир вокруг нас может содержать в себе подобные, доселе невиданные явления. Сегодня появляется много новинок электроники, которые могут видеть и слышать больше чем человеческие глаза и уши. При этом некоторые из них могут транслировать ранее не виданные явления в видимые. Видимо с подобным эффектом я и столкнулся.

Что это, дух Владыки большой горы, или шамана и после смерти охраняющего покой своего хозяина , я не знаю. А вот сказать о сохранности этого памятника истории надо. За то время как я его впервые увидел по сегодняшний день изменения, которые с ним произошли, ничего кроме огорчения не вызывают. По сравнению с тремя с половиной тысячи лет 20-30 лет ничтожно малый срок. Но изменения, которые я увидел, повергли меня в шок.

Передняя стенка этого сооружения оказалась расколота на две части и вывернута из пазов, внутри видны следы от костра, стенки и внутри и снаружи процарапаны любителями увековечивать свои автографы на исторических камнях. От бронзовой таблички, говорившей в прошлом о том что, это памятник истории и находится он под охраной государства, остались только 4 аккуратных отверстия в передней стенке просверленных некогда, видимо из благих намерений, каким то чиновником от истории. На площадке перед дольменом лежат стволы деревьев, принесенные сюда из леса и видны следы от костров и мусор, оставленный здесь туристами. Видимо это место сейчас оказалось местом поклонения неоязычников – недалеко от площадки я увидел дерево с навязанными на ветках разноцветными тряпочками.

Совершенно очевидно, что этот дольмен погибает. Простояв три с половиной тысячи лет, пережив несколько народов живших здесь ранее, нынешнюю цивилизацию ему явно не пережить. Боюсь что, пройдёт ещё лет десять, и только груда камней будет напоминать об этом памятнике истории.

Современный вид дольмена

 

© Сковпень С.А, 10.05.2010

 

Адрес:skov_sa@mail.ru

 
  Рейтинг@Mail.ru