Рецензия







Казак Мамай
Казак Мамай

Калинов мост
Калинов Мост

Кирилл и Мефодий
Кирилл и Мефодий


 

В помощь учителю

Программа. Изобразительное искусство 1 - 8 классы

Автор: Сковпень С.А. Учитель ИЗО Афипского технического лицея

Предмет "Изобразительное искусство" находится в одном ряду с другими школьными дисциплинами в которых учащиеся познают окружающий мир во всем его многообразии, учатся общению и творчеству.

Наш предмет обладает в этом ряду многими свойствами, которые дают возможность занять ему особое место, обусловленное эмоционально-эстетической окраской, позволяющей создавать синтетические образы окружающего мира, выражать себя особым изобразительным языком, овладеть многими полезными навыками.

Эти функции: познание, общение и творчество и являются главным стержнем программы на котором и строятся основные цели занятий: развитие наблюдательности и творческого воображения, умение сознательно решать конкретные изобразительные задачи, познакомиться с образным языком живописи и графики, овладеть разнообразными материалами и инструментами для изображения, разнообразными техническими приемами.

Управление изобразительной деятельностью учащихся организуется, согласовываясь с закономерностями их общего развития и овладения ими других предметов общеобразовательного цикла.

Работа школьников на уроке является фундаментом для более углубленных занятий в кружковой работе.

В основу программы положен метод блоково-тематического построения Кругов познания Б.М.Неменского, но в отличие от него приоритет отдан конкретно изобразительным задачам, в процессе решения которых школьники знакомятся с социально-эстетическими аспектами искусства.

Содержание программы разделено на компоненты, на основании которых строится изобразительное творчество учащихся. Каждый из этих компонентов разделен на этапы с тем, чтобы, начиная с 1 класса по 8, учитель знакомил учеников со всем составом конкретно-изобразительных задач.

Основная идея программы строится на постепенном переводе учеников на более высокие ступени всех компонентов художественного развития, обеспечение динамики усвоения нового, готовить почву для изучения новых, более сложных знаний и умений.

Каждый год является ступенью познания и объединён общей темой, каждая четверть конкретизирует тему года и определяется образностью композиционных задач и сюжетными мотивами заданий.

Компоненты художественного развития

Использование картинной плоскости

Элементы рисунка

             

Тональные и цветовые отношения в изображениях

             

Графические средства

             

Композиционные задачи

             

Класс

1

2

3

5

6

7

8

Образность в композиции. Сюжетные мотивы.


 

Использование картинной плоскости

Класс

Компоновка изображения

Изображение глубины пространства

1

Знать
Что изображение должно быть в середине листа и достаточно большим по величине.
Уметь
Размещать изображение на листе. Соотносить размеры изображения с размерами листа Исп.форматы Альбомный лист.

Знать
Что ближние предметы могут закрывать дальние.
Уметь
Использовать прием "заслонения" в рисунке.

2

Знать
Что изображение и лист должны соответствовать друг другу. Изображение зависит от размера
Уметь
Размещать изображение на различных по величине форматах. Исп.форматы Альбомный лист, 1/2, 1/4 листа. Коллективная работа 12 листов вместе.

Знать
Взаимосвязь "заслонения" и высоты расположения изображений на рисунке. Изменение размера изображений на первом, среднем и дальнем планах. Изменение цвета и тона при размещении изображений на ближнем, среднем и дальнем плане.
Уметь
Создавать плоскостные изображения с тремя планами.

3

Знать
Что размещение изображений на листе зависит от характера изображения и служит для наилучшего его восприятия.
Уметь
Размещать в листе изображения разнообразной формы. Исп.форматы Альбомный лист, 1/2 листа

Знать
Понятие "линия горизонта", способы передачи в рисунке объемности предметов. Изменение размерности изображений в зависимости от их удаления.
Уметь
Рисовать предметы с 2-х и 3-х сторон изменяя размерность их частей в зависимости от удаления. Создавать плоскостные и простые объемные изображения с 3-мя планами.

5

Знать
Условия равновесия изображения и пространства вокруг него.
Уметь
Добиваться гармоничного сочетания изображения и пространства вокруг него, рисовать падающие тени для равновесия пространства и изображения. Исп.форматы Альбомный лист. 1/2 и 1/4 листа.

Знать
Способы передачи перспективы простых геометрических форм с 1 точки схода. Три точки зрения на предметы: прямо, сверху и снизу. Приемы использования теней для создания пространственных связей.
Уметь
Создавать изображение интерьерного пространства и заполнять его предметами. Создавать перспективные изображения предметов с 3-х точек зрения - прямо, сверху и снизу. С одной точкой хода на линии горизонта.

6

Знать
Характерные особенности различных форматов: вертикального, горизонтального.
Уметь
Использовать формат листа для подчеркивания композиционных задач. Исп.форматы Альбомный лист, 1/2 и 1/4 листа с изменением соотношения сторон.

Знать
Способы перспективного изображения предметов близких по форме и геометрическим телам с 2-мя точками схода на линии горизонта.
Уметь
Создавать перспективное изображение предметов с 2-мя точками схода. Создавать перспективное изображение пространства и предметов в нем связанное с линией горизонта перспективными ходами, подчеркивающими глубину пространства.

7

Уметь
Сознательно выбирать размер и формат, размещать изображение в листе в зависимости от композиционных задач. Исп.форматы по выбору учащихся. Альбомный лист, 1/2 и 1/4 листа.

Знать
Тональные и цветовые различия при изображении различных планов. Способы изображения отраженного пространства. Как образно воспринимаются различные пространства.
Уметь
Создавать глубинное изображение. Сознательно использовать пространство при создании композиций, углублять, расширять, сужать его в зависимости от композиционных задач.

8

Соотносить несколько форматов для создания целостного произведения (триптих).  Использовать форматы по выбору учащихся

Знать
Способы соединения различных пространств в одной картине. Способы видоизменения пространств.
Уметь
Изображать предметы и фигуры человека и животных в различных ракурсах. Сознательно видоизменять пространство в зависимости от композиционных задач. Объединять, разъединять различные пространства в одной композиции. Самостоятельно выбирать плоскостное, объемное или глубинное изображение пространства в зависимости от композиционных задач.


 

Элементы рисунка

Класс

Конструкция

Пропорции

1

Знать
Из каких частей и деталей состоит изображение человека, животных, и разнообразных предметов.
Уметь
Составлять из частей графические образы животных, человека, разнообразных предметов и элементов пейзажа.

Знать
Приблизительные соотношения между частями предметов и фигур. Понятия: тонкий, толстый, широкий, узкий.
Уметь
Соблюдать приблизительные соотношения между частями предметов и фигур.

2

Знать
Характер сочленения и движения частей человеческой фигуры и животного при рассматривании их с разных сторон.
Уметь
Передавать строение фигуры человека в изображениях в анфас и профиль при различных движениях и позах.

Знать
Основные пропорции частей человеческой фигуры и животных.
Уметь
Сравнивать рисунок с натурой и представлениями об основных пропорциях.

3

Знать
Конструктивные приёмы рисования объемных предметов, имеющих в основе прямоугольную и цилиндрическую форму.
Уметь
Пользоваться приёмами рисования. Передавать в рисунке объемность форм.

Знать
Приёмы деления отрезков на равные части. Приёмы измерения изображений.
Уметь
Делить отрезки в различных соотношениях. Наблюдать основные пропорции с натуры.

5

Знать
Способы построения объемных предметов: фронтально-прямоугольные, цилиндрические, конусные, шарообразные.
Уметь
Выполнять построение объемных предметов близких по форме геометрическим телам и намечать границы теней.

Знать
Приёмы определения пропорций с натуры "на карандаш".
Уметь
Определять основные пропорции в отдельных предметах и всей натурной постановке и передавать их в рисунке.

6

Знать
Способ изображения ''по плану". Характерные особенности встречающиеся в природных формах.
Уметь
Строить изображение ''по плану". Строить детали на большой форме. Передавать в рисунке характерные особенности природных форм (деревья, растения).

Знать
Понятие "золотое сечение"
Уметь
Точно определять пропорции предметов и натурной постановки, соотносить их с деталями и передавать их в рисунке.

7

Знать
Конструктивные схемы человека и животных, метод обобщения, обрубки сложной формы. Характер движения человеческой фигуры. Характерные особенности в рисовании одежды человека.
Уметь
Делать наброски и зарисовки фигуры человека и животных с натуры, по памяти и представлению в различных ракурсах и движениях. Обобщенно рисовать части человеческого тела. Пользоваться подготовительным материалом для создания композиций.

Знать
Пропорции фигуры человека и частей тела.
Уметь
Передавать пропорции человека в рисунках и набросках. Соотносить размеры фигур человека и животных с размерами окружения.

8

Знать


Последовательность рисования с натуры натюрморта, пейзажа, портрета, жанровой композиции. Характерные особенности в рисовании фигуры человека, прорисовке деталей, обобщении формы.
Уметь
Точно передавать конструкцию предметов и фигур с натуры. Пользоваться знаниями о форме и конструкции предметов и фигур при создании рисунков по памяти и представлению.

Уметь
Точно передавать в рисунке пропорции предметов и фигур


 

Тональные и цветовые отношения в изображениях

Класс

Тональность

Цветность

1

Знать
Названия гонов: белый, черный, серый.
Уметь
Применять в рисунках тёмные и светлые гона

Знать
Названия основных цветов.
Уметь
Получать при смешивании: зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета.

2

Знать
Способы прокладки белого, черного и серого тона.
Уметь
Использовать тональные отношения в 3 тона в изображении по мотивам натурной постановки.

Знать
Цветовой круг, понятие "родственные цвета", понятие "воздушная перспектива".
Уметь
Работать в заданной цветовой гамме. Использовать цветной фон.

3

Знать
Тональную разницу между светом, тенью собственной и падающей.
Уметь
Передавать в изображении тональную разницу между светом и тенью.

Знать
Зависимость цвета тени от цвета поверхности, на которой он лежит.
Уметь
Наблюдать локальные цвета в натуре и правильно передавать их в изображении.

5

Знать
Тональную разницу между светом, тенью и полутенью.
Уметь
Передавать в изображении тональные отношения между светом, тенью и полутенью

Знать
Зависимость цвета освещенных поверхностей от цвета источника света.
Уметь
Правильно передавать цвет теней света и полутени.

6

Знать
: Свойства поверхностей отражать свет. ;понятия "рефлекс"", "блик".
Уметь
Передавать в изображении материальности предметов. ; Определять количественный состав белого, черного и серого тона в изображении и приближать их к пропорциям "золотого сечения".

Знать
Понятие "цветового рефлекса". Способы гармонизации цвета. Понятия о насыщенности цвета.
Уметь
Вести работу над изображением в сближенных цветах. Применять в изображении дополнительные цвета Использовать в изображении цвета разной насыщенности.

7

Знать
Понятие "тонального контраста".
Уметь
Создавать глубинные светотеневые изображения, рисунок с натуры и по представлению.

Знать
Понятие цветового контраста
Уметь
Передавать отношения в насыщенности цвета в изображениях с натуры и по представлению.

8

Уметь
Передавать тональные отношения и материальность предметов в глубинном, светотеневом и цветовом изображении.

Уметь
Передавать цветовые отношения и материальность предметов в глубинном цветовом изображении.


 

Графические средства

Класс

Технология

Виды изображения

1

Техника
Цветные карандаши, акварель заливка, аппликация, карандаш + аппликация, фломастер.
Знать
Правила пользования карандашом, резинкой, фломастером, акварельными красками и другими материалами. Свойства материалов.
Уметь
Пользоваться этими материалами

Плоское -линейное, декоративное, штриховое, пятном.

2

Техника
Акварель + цветной карандаш, акварель заливка, акварель по сырому, акварель +резерв, акварель гризайль.
Знать
Свойства акварельных красок.
Уметь
Прокладывать светлые и темные пятна акварелью, рисовать кистью, заливать контуры рисунка цветом.

Плоскостное и плоское -контурное, силуэтное

3

Техника
Карандаш штриховка, акварель заливка, акварель заливка + прорисовка тушью, гризайль, гратография.
Знать
Правила штриховки карандашом, способы прокладки темных, светлых, серых пятен.
Уметь
Проводить карандашом прямые и округлые линии, делить отрезки на равные части, использовать различные виды штриховки, строить окружность. Прокладывать акварелью пятна в три тона.

Плоскостное и объемное - светотеневое, силуэтное и контурное

5

Техника
Карандаш, аппликация, акварель + тушь, акварель заливка, гризайль отмывка, акварель отмывка.
Знать
Понятие о многослойной прокладке в три тона.
Уметь
Использовать технику "отмывка"

Плоскостное и объемное - светотеневое, цветовое, контурное, глубинное, перспективное

6

Техника
Акварель заливка, акварель отмывка, карандаш штриховка, тушь кисть, эстамп по аппликации, офорт на пластике.
Знать
Способы высокой и глубокой печати.
Уметь
Печать эстампы с аппликации работать офортной иглой по пластику, использовать разнообразные виды штриховки.

Плоскостное и объемное - светотеневое, цветовое, контурное, глубинное, перспективное

7

Техника


Карандаш штриховка, акварель заливка, акварель + цветной карандаш, силуэт аппликация.
Знать
Способы передачи тонального разнообразия в различных техниках.
Уметь
Передавать тональное разнообразие предметов включая рефлексы и контрасты. Штриховкой карандашом и акварелью, сознательно выбирать технику и материалы для композиции.

Плоскостное, объемное и глубинное - светотеневое и цветовое

8

Техника
Карандаш штриховка, акварель заливка + цветные карандаши, акварель по сырому, монотипия + акварель.
Знать
Свойства разнообразных материалов и техник с тем, чтобы сознательно использовать их в работе.
Уметь
Передавать материальность предметов, пользоваться всеми изученными техниками. Использовать штриховку для передачи объемности предметов.

Плоскостное, объемное и глубинное - светотеневое и цветовое


 

Композиционные задачи

Класс

Станковая композиция

Декоративная композиция

1

Совмещение тематического центра изображения и фактического центра альбомного листа. Деление плоскости листа на пространство неба и земли исходя из смысла рисунка. Введение в композицию рисунка различных ритмических элементов

Украшение орнаментом изображения, включение орнамента в изображение для ритмической организации плоскости рисунка. Геометрический орнамент.

2

Подбор предметов для изображения исходя из замысла композиции. Выделение главных элементов в композиции. Использование контрастных форм в изображении. Использование гармоничных ритмов в линиях и форме. Передача движения в композиции с фигурой человека.

Использование зеркальной симметрии в орнаменте. Орнаментальная полоса из фигур симметричных по вертикальной и горизонтальной оси, которая совпадает с осью переноса. Ритм в композиции из разномасштабных элементов, но одинаковых по характеру линий. Стилизация фигур птиц и рыб.

3

Трехкомпонентность форм в изображении. Выделение главного по контрасту с малым и средним. Уравновешенная, неподвижная, симметричная композиция. Использование контрастных форм в изображении.

Композиция узора "Розетка" в круге. Организация орнаментальной формы блюда. Композиция узора по принципу "скользящей симметрии". Растительный орнаментальный строй.

5

Образное и смысловое впечатление при использовании различных точек зрения по отношению к линии горизонта. Выделение цветового и светового композиционного центра.

Композиция узора "Розетка" в квадрате. Организация орнаментом ковра. Орнаментальный замкнутый комплекс. Композиция узора "Кайма", от углов к середине. Орнамент - способ описания события и места.

6

Асимметричная композиция. Передача движения в композиции. Несовпадение тематического и сюжетного центра и физического центра изображения.

Организация узором формы вазы. Организация узором решетки (узор в архитектуре). Сетчатая орнаментальная композиция. Зооморфные и антропоморфные мотивы в орнаменте. Семантика орнаментов народов мира.

7

Выделение главных персонажей в многофигурной композиции. Использование движения в композиции. Ритмическая организация пространства -способ гармонизации. единства н. звучности форм, линий и цветовых пятен в композиции. Введение народных мотивов в ритмический строй произведения.

Организация узором форм национальной одежды. Платок. женская кубанская одежда. Создание орнаментального комплекса, ярусный и открытый комплекс. Семантика кубанских национальных орнаментов.

8

Уравновешенность и неуравновешенность элементов изображения исходя из композиционных задач. Размещение фигуры человека в различных ракурсах. Использование закрытого и открытого типа композиции в зависимости от сюжетной линии.

Использование орнамента в станковой композиции для раскрытия характера героя и как способ организации пространства


 

Образность в композиции, сюжетные мотивы

1 класс. Знакомство с миром изображений

I Графические образы животных Похожие и непохожие животные.

Детали в образах животных, общность и разница в их изображении.

Обогащение образов животных деталями.

II Графические образы человека

Что общего в изображении человека и животного и в чем разница.

Разнообразие поз и ракурсов в графических образах людей. Выражение состояния человека через его позу и окружение. Лист бумаги - место существования изображения.

III Что и как можно нарисовать?

Различие жанров изображений, пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина.

Узор - декоративный способ изображения.

Обычное и декоративное изображение вместе - дополняют и помогают друг другу.

IV Все краски радуги

Цвет дополняет изображение и помогают раскрыть его характер.

Цветовое многообразие природы.

2 класс Изящество н гармония формы и цвета

I Гармоничные сочетания цветов

Многообразие природных явлений на земле. Земля общий дом.

Наслаждение цветовым богатством и разнообразием природы Осень - праздник природы - декоративность, способ выражения праздничности.

II Тональное разнообразие предметов

Наблюдение и описание предметов.

Вещи свидетельствует о хозяине отражением его деятельности. Вещи дарят только лучшее и прекрасное, чем радуют и развлекают.

Декоративность вещей - способ выражения праздничности.

III Человек есть мера всех вещей

1. Наблюдение и описание человека, гармония и соразмерность.

2. Схематизация образа человека.

3. Человек и жизнь вокруг него - повествование о житейских мелочах, рассказ обо всем, среда повествует о персонажах.

4. Костюм свидетельствует о человеке отражением его деятельности вкусов и привычек.

5. Изображение человека и его окружения, костюм, передает жизненную долю персонажа.

6. Переодевание, маскарад - художник весело наблюдает за весельем других. Карнавал, веселые переодевания.

7. Люди и звери, особый, праздничный мир.

IV Наблюдение природы, изображение пространства

1. Явления состояния природы и их изменение. Времена дня.

2. Природные формы прекрасны - цветы, птицы, рыбы, изящество и гармония.

3. Декоративность природных форм.

4. Прикосновение к "душе*5 природы, передача ощущения радости жизни.

3 класс Предметный мир и пространство

I Пропорция. Освоение пространства Наблюдение и описание пространства.

Пространство как арена для разыгрывания действий и событий.

Выявление упорядоченности внешней среды проникновение в сущность вещей.

II Предметы в пространстве и на плоскости

Проникновение в сущность вещей. Гармония в упорядоченности формы.

Народные мотивы в вещах. Декоративная праздничность вещей.

III Тени в пространстве

Углубление пространства тенями и выявление характера предметов тенями. Источник света внутри картины, преобразует среду, делает её необычной, вызывает ассоциации, выявляет её упорядоченность.

Декоративность предметов - праздничность натюрморта. Выявление упорядоченности внешней с+ рады, проникновение в сущность вещей.

IV Окна в пространстве

Влияние точки зрения на характер восприятия изображение, возвышение и принижение персонажей или других изображений.

Соединение 2-х пространств открытым проёмом, переход из внутреннего во внешний мир.

Дорога - путешествие - покорение пространства, смена картин, впечатлений.

5 класс Пропорциональная соразмерность вещей

I Точка зрения.

Наблюдение и описание предметов в пространстве. Многообразие мира 3 основных взгляда на мир -микромир - макромир. Взгляд на мир с точки зрения человека. - Мир - среда обитания человека. Декоративность - способ украшения мира. Интерьер - искусственный мир созданный человеком.

II Конструкция, простое в сложном.

Геометрия - способ проникновения в суть вещей, порядок, который удерживает хаос.

Орнамент как проявление порядка и хаоса.

III Свет и тень

Два состояния предметов существующие вместе и тесно переплетенные друг с другом.

Преображение мира светом, необходимость тени, её неразрывная связь со светом.

Повторение тенью предметов и их изменение, собранные вместе 2 мира придают предметам новое качество. Изменение характера изображения от характера изображения теней, мягкость и расплывчатость или четкость и определенность.

IV Характер и соразмерность вещей.

Передача ощущения радости жизни в красках природы, в соразмерности вещей, их красках, пространственных, тональных отношениях, заключена гармония. Гармоничность природных форм - цветы. Ощущение гармонии в природе (солнечный полдень, лесная тень, простор лугов).

6 класс. Конструктивный и гармоничный мир

I Цветовая гармония

Цветовое и тональное разнообразие предметного мира. Материальность вещей придаст разнообразие миру. Мир многообразен и прекрасен. Гармония ярких и неярких цветов. Разнообразие в контрастах.

Первозданная красота мира, красота цветения и увядания.

II В мире книги.

Условный мир книги и его тональное разнообразие. Тональная гармония - гармония тональных пятен. Золотое сечение. Числа Фиббоначчи.

III Конструкция и объем. Архитектура

Равновесие между человеком и средой (человек есть мера всех вещей).

Зависимость среды от воли человека.

Национальные и культурные основы в архитектурных ансамблях.

IV Гармония и красота природы

Зависимость природной среды от человека. Гармония между человеком и средой. Природная гармония среды. Гармония в природе.

7 класс. Гармония человека и мира

I Человек и вещи

Вещи перенимают вкусы и характер владельца, говорят о нём.

Зеркало - вещь и мотив зеркального повторения. Предмет или лицо повторенное дважды оказывается не равным себе.

Зеркальное повторение - способ рассмотреть предмет со всех сторон.

II Человек и традиции

Самобытные народные традиции - связь человека с историей, своими предками.

Праздник - способ человека выразить себя в обществе. Способность видеть среду радостно - восхищенными глазами.

Переодевание, маскарад, игра.

III Человек и мир фантазий

Персонажи театра "Комеди даль Арте". Двузначность весёлое - грустное; беззаботно - страшноватое; смешное - угрюмое.

Таинственная недосказанность, мистификация. Характер литературных персонажей.

IV Человек и животные

Мир зверей - особый мир. Гармония между человеком и животными.

Мотив жестокости по отношению к животным.

8 класс. Гармония человека и мира

I Человек и природа.

Передача ощущения хрупкости природы и мира. Природа - среда обитания человека.

Соотнесение природной среды и внутреннего состояния персонажа.

II Человек и время

Триптих - изображение во времени. Три времени собранные вместе. Три части одного сюжета. Подготовка  события, его свершение и конечный результат.

III Внутренний мир человека

Личность героя его жизненный путь.

Встреча с хорошим человеком.

Мир человека, его интересы, профессия, увлечения.

Сон, сновидения. Реальные вещи нереальны, меняются ракурсы, предметы видоизменяются, теряют очертания.

IV Гармония человека и мира

Открытый проём разделяет пространство и служит ступенькой во внешний мир.

Духовное родство с неодушевлённым миром.

Вещи символы, символ - аллегория, символ - метафора.

Космическое единство человека, животных и природы.
 

пос.Афипский, 1999 г.
 

 

© Сковпень С.А, 26.04.2010

 

Адрес:skov_sa@mail.ru

 
  Рейтинг@Mail.ru