Казак Мамай
Казак Мамай

Калинов мост
Калинов Мост

Кирилл и Мефодий
Кирилл и Мефодий


 

 

 

В помощь учителю

План конспект интегрированного с кубановедением урока изобразительного искусства для 6 класса общеобразовательной школы.

Вид занятий:

Декоративное рисование.

Тема урока:

Декоративная книжная иллюстрация.

Цель урока:

Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства народов Кубани. Создание эскиза декоративной композиции орнамента, используя предметные мотивы, связанные с оружием и регалиями Кубанского Казачества.

Оборудование:

Для учителя. Наглядные пособия по теме. При возможности образцы традиционного казачьего оружия. Книга с различными видами иллюстраций.

Для учащихся: Альбом, карандаши, резинка.

Использование классной доски.

На правую и центральную часть доски вывешиваются наглядные пособия по теме. Слева оставляется место для поясняющих рисунков и записи числа и темы урока.

План и ход урока:

  • Организационная часть 1-2 мин.
  • Вводная часть 4-5 мин.
  • Сообщение учебного материала, 15-20 мин.
  • Самостоятельная работа учащихся над эскизом композиции 15-20 мин.
  • Рефлексивно-оценочная часть эскиза композиции 3-5 мин.

Ход урока:

Вводная часть.

Тема сегодняшнего урока посвящена книжной иллюстрации. Вы часто встречаете иллюстрации в книгах. Скажите все ли из них можно назвать декоративными?

Нет не все, а только те, которые несут в себе декоративные ритмически организованные элементы.

Давайте откроем книгу и рассмотрим, какие здесь есть иллюстрации? Какие из них вы бы назвали декоративными? В чем в этих иллюстрациях проявляется ритмическая организованность?

Обратите внимание на то, как такие иллюстрации размещаются в книгах. На титульных листах, в конце или начале текста. Называются они виньетки заставки, или предметные иллюстрации. Обычно они выражают в себе какую-то идею.

Эта идея выражалась в символическом значении предметов. Скажите, какую идею могли бы выражать такие предметы как палитра и кисть, лира, книга? Живопись, поэзия, познание.

Скажите, какие предметы на ваш взгляд могли бы выражать идею воинской славы, доблести, геройства? Оружие, доспехи, знамена.

Такие предметы называют символами. Символическое значение имеют растения и предметы. Дуб - означает силу; кипарис - смерть, печаль; лавр -победу, он же символ геройства и храбрости. Весы - справедливость; шпага -знак исполнения долга; факел - жизнь; щит - благоразумие, защита.

Вывешивается наглядное пособие.

Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, о чем они нам рассказывают? Сообщение учебного материала.

Сегодня мы с вами будем делать декоративную композицию, посвященную победам Кубанских казаков имена которым мы встречаем среди защитников России на Бородинском поле, в Русско-турецких войнах и на фронтах Первой мировой и Великой Отечественной войн. Много славных побед одержало Казачье оружие. Эмблемы с его изображением может украсить книгу о Кубанском казачестве, книгу об отечественной истории.

Но прежде чем мы начнем рисовать, я хочу рассказать вам об этом оружии.

Наши предки придавали оружию особое значение. Над его изготовлением и украшением трудились прекрасные мастера и художники, его воспевали в стихах поэты, многие музеи мира хранят это оружие, как драгоценные реликвии. Оружие не только защищало, но и воспитывало человека, оно давало свободу, и одновременно накладывало ответственность по защите от нападения себя и других, заставляло всегда быть готовым дать отпор агрессору, не убегать не прятаться, а храбро сражаться.

С древнейших времен в России вооруженный человек именовался гордо "муж" в ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ "мужикам" не имевшим оружия. Главным добродетелями для себя такие "мужи" считали защиту чести и достоинства, а оружие им служило для стяжания воинской славы.

Эти благородные люди в Западной Европе назывались рыцарями, в нашей стране они получили имя казака.

Казаки не расставались никогда со своим оружием, в те далекие времена только оно могло дать им свободу и независимость. Польский король Владислав в 16 веке выдал гетману Войска Запорожского Богдану Хмельницкому права и вольности и наказал защищать их: "Имеете мушкеты и при боку сабли: оными можете защищать...".

Запорожцы дорожили своим оружием, ласково называли "честным оружием" в противоположность оружию для "огнистой стрельбы", которым противник поражался издалека, не вступая в честный бой. Первейшим оружием казака считалась сабля "шаблюка", которая ласково называлась в песнях "сестрицею, ненькой ридненькой, дружиною, паночкою молоденькою".

"Ой, паночка наша шаблюка!
3 басурманом зустрилась,
Не раз, не два цилувалась".

Как сабля целуется с врагом, мы можем себе представить. Употребляли казаки и копья, которые состояли из 3-х метрового древка (ратища - от слова рать - войско) и стального наконечника.

Вот как описывает вооруженного казака народная песня:

"Мушкетюга у чехли
И шаблюка при боци
Ратище
Довгее -
Чом не казак?"

Когда казаки-черноморцы переселились на Кубань, здесь они встретились с народами Кавказа, для которых оружие было частью культуры. Каждый горец более всего дорожил своим оружием, оно было для него гарантом свободы. Здесь сложились особые неповторимые типы вооружения, которое изготавливались местными мастерами и были превосходного качества. Оно было очень красиво и удобно в бою. Поэтому черноморцы охотно взяли его себе на вооружение. Оружие изготавливалось во многих местах по всему Кавказу, но "законодателями мод", как оружия, так и одежды были соседи черноморцев черкесы, от них и пошли форма и названия оружия.

В бою черкесы пользовались двумя клинками разной длины. Длинный клинок по-черкесски назывался "сашхо" в переводе "длинный нож", отсюда и пошло название шашка. Он вкладывался до середины рукоятки в деревянные ножны, обтянутые кожей. Рукоять и ножны украшались серебряными накладками, орнаментированными узором. В отличие от сабли шашка имела меньшую изогнутость и была предназначена как для рубящих, так и для колющих ударов, на удобном расстоянии от противника.

Для ближнего боя и защиты от рубящих ударов служил короткий обоюдоострый, прямой кинжал - от арабского "ханджар". Изогнутый кинжал назывался - бейбут. Рукояти кинжалов и шашек изготавливались из дерева, рога, кости, железа, серебра. Кинжал вкладывался в деревянные ножны украшенные серебряными накладками. Ножны обычно заканчивались на остром конце небольшим серебряным шариком, чтобы острый конец ножен не рвал одежду. Кинжал носился на поясе постоянно. Он был символом свободы владельца.

М.Ю. Лермонтов писал в своем стихотворении "Кинжал"

"Люблю тебя булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный".

Очень важным было качество клинков. "Шашка должна быть легкой как перо, упругая как лоза, острая как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение " - говорили черкесы. От качества клинка зависела жизнь его владельца, и поэтому кузнецы пользовались заслуженным уважением. Самой знаменитой была дамасская, или булатная сталь, которая выковывалась из двух разных сортов металла, и представляла собой клинки с узорными, тончайшими слоями различных сортов стали. Она обладала уникальными свойствами, была прочной, острой и упругой. Стоили такие клинки очень дорого. Серебряные накладки на оружие украшались гравировкой и чернью, когда рисунок узора вырезался в металле специальным штихелем, а затем заполнялся специальным составом, который имел черный цвет - отсюда название чернь. На фоне полированного светлого серебра черный рисунок смотрелся очень красиво.

Наиболее древним и любимым украшением была филигрань, когда на серебро напаивались узоры из проволоки (скань) или из шариков (зернь). Основу орнаментов составляли стилизованные изображения бараньего рога, стилизованные стебли с листочками, трехлепестник, четырех - восьми лепестковые розетки, круги, заполняемые сеткой, изображение тамги - родового знака.

Так же. как и холодное оружие, узором украшались пистолеты и ружья. Заряды к ружьям носились в газырях - деревянных или камышовых трубочках с серебряными колпачками, которые носились в специальных карманах, нашитых на грудь черкески, колпачки газырей украшались узором. Запас пороха хранился в больших пороховницах изготовленных из закрученного рога, украшенного накладками из серебра. Пороховница подвешивалась к поясу.

То, что я вам показал и рассказал сегодня, будет достаточно, что бы вы смогли нарисовать композицию декоративной иллюстрации. Начните с эскиза и поиска решения карандашом в альбоме. Ваш рисунок должен занимать половину или четверть листа.

Самостоятельная работа учащихся

Пока ученики рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам.

Рефлексивно -оценочная часть.

Делаем просмотр эскизов композиции. Выявляю вместе с учениками самые удачные из них. Указать на композиционные недочеты с тем, чтобы исправить их дома.

На следующем уроке учащиеся завершают декоративную книжную иллюстрацию, выполняя рисунок тушью с помощью металлических перьев, заостренной палочки или тростниковым пером.

Рисунок тушью выполняется поверх карандашного эскиза с прорисовкой деталей и в необходимых случаях выявлением светотеневой моделировки с помощью заливки или штриховки.

При этом начинается урок с просмотра эскизов композиции, для уточнения композиционных недочетов и их исправления, а завершается просмотром работ и выставлением оценок.

Для этого задания можно использовать и спаренные уроки.

Урок проводился учителем Афипской муниципальной гимназии Северского района, Краснодарского края Сковпень С. А. в 2000 году.

 

Литература по теме:

Большаков М.В. Декор и орнамент в книге М.Книга, 1990. - 158 с.: ил.

Попка И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном бвту СПБ, 1858. - 199 с.

Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков Краснодар: Традиция, 2009. - 128 с.: ил.


 

 

© Сковпень С.А, 20.04.2010

 

Адрес:skov_sa@mail.ru

 
  Рейтинг@Mail.ru