Казак Мамай
Казак Мамай

Калинов мост
Калинов Мост

Кирилл и Мефодий
Кирилл и Мефодий


 

Урок изобразительного искусства

Рисунок натюрморта по представлению. Описание задания для 3 класса общеобразовательной школы.

Попробуем нарисовать натюрморт. Для натюрморта мы выберем стол, стол застелим клетчатой скатертью, поставим вазу с цветами. Давайте представим себе такой натюрморт.
Для того чтобы нарисовать такой натюрморт обязательно нужен определенный порядок. Наш рисунок мы начнем с рисовать с крышки стола.

Рассмотрим ближнюю к нам сторону стола. Она представляет их себя горизонтальный отрезок линии. Дальняя сторона стола будет такой же линией только меньшего размера.

Дальняя сторона стола будет видна несколько выше над столом, если мы наш взгляд направляем сверху, если наш взгляд направлен снизу мы вовсе не увидим дальней линии, а если мы заберемся на люстру над столом и будем смотреть на наш стол сверху то увидим крышку стола в виде квадрата у которого все стороны и углы равны. Если же мы опустим нашу зрительную плоскость на уровень крышки стола, то все линии квадрата крышки стола сольются в одну.

Поэтому расстояние по вертикали между линиями должно быть меньше ближней стороны стола - допустим в 2 раза.

Рисунок 2   Рисунок 3   Рисунок 4   Рисунок 5   

Для этого разделим с помощью карандаша ближнюю сторону на 2 равные части.
Сделаем это следующим образом, вначале разделим линию на две части на глаз и поставим риску на линии в том месте, где по нашему мнению должна быть середина. После этого измерим одну половинку с помощью карандаша и приложим её ко второй и сделаем другую отметку. Если мы не ошиблись, то две отметки совпадут, если же они не совпадут, то проведем риску посередине между ними она и будет той точкой, которая делит отрезок пополам.
Таким образом, мы будем делить отрезки линии на две части. Со временем вы сможете, достаточно точно, делить отрезки пополам не прибегая к помощи карандаша.

Рисунок 7   Рисунок 8   Рисунок 9

Отметив карандашом половинку передней грани, поднимем её вертикально и сделаем отметку того места, в котором мы проведем дальнюю сторону стола.

Затем проведем линию параллельно линии ближней грани стола через эту точку. Следим, чтобы линия шла параллельно. Длину отрезка дальней грани стола давайте сделаем равной 1/3ближней. Для этого разделим одну из половинок ближней стороны еще раз напополам и отложим расстояние равное половинке + четверти нашего отрезка на линии дальней стоны крышки стола.

Рисунок 10   

Теперь можно провести боковые линии стола, соединив полученные отрезки линиями. Таким образом, мы с вами получили рисунок крышки стола с точки зрения стояшего перед ним человека.

Чтобы двигаться дальше, давайте постелим на наш стол клетчатую скатерть, в крупную клетку. Для этого вначале проведем боковые линии клетки.

Рисунок 12   Рисунок 13

Разделим дальний и ближний отрезки граней стола на 4 равных части. Как это сделать. Кто ещё не догадался отрезки нужно разделить напополам, а оставшиеся половинки еще раз напополам. Затем соединяем полученные точки прямыми линиями как показано на рисунке.

Рисунок 14   Рисунок 15

Как провести оставшиеся линии? Здесь нам поможет диагональ, проведенная через противоположные углы стола. Эта диагональ будет пересекать продольные линии в местах пересечения их поперечными линиями. Поэтому проведем диагональ стола, а затем через точки пересечения проведем поперечные линии.

Рисунок 16   Рисунок 17

Продолжим линии клеток скатерти строго вертикальными линиями вниз а затем мягкой линией обозначим свес скатерти .

Теперь мы видим перед собой стол, накрытый клетчатой скатертью. Давайте поставим на наш стол вазу с цветами.

Рисунок 18   Рисунок 19

В начале, найдем на скатерти то место, где будет стоять наша ваза. Поставим её в середину стола. Для этого разделим средние клеточки скатерти напополам и через полученные точки проведем овал. Таким образом, мы обозначим положение дна нашей вазы на рисунке.

Рисунок 20   Рисунок 21   Рисунок 22

Теперь поднимем ось вазы строго вертикально вверх и на некоторой высоте проведем еще несколько осей овалов перпендикулярно вертикальной оси. Отложив на больших и малых осях от середины равные отрезки, проведем через них нужные овалы.
При этом будем руководствоваться тем положением, что эти овалы будут расположены выше дна вазы, а значит ближе к плоскости нашего зрения, поэтому будут казаться уже. Теперь соединим боковые плоскости овалов нарисуем боковую поверхность вазы и получим рисунок вазы стоящей посредине стола.
Предоставим учащимся самостоятельно нарисовать цветы и раскрасить полученный рисунок.
 

В процессе обучения я часто замечал, что учащиеся младших классов мало внимания уделяют размерам частей рисунка, делению отрезков на равные части. Поэтому в данном задании я акцентирую их внимание на этом вопросах. Это позволит учащимся более внимательно относится к натуре, работать осознанно, правильно видеть основы построения предметов на плоскости.

В этом задании учащиеся должны знать и четко различать такие понятия как параллельные и перпендикулярные линии, диагональные линии, вертикальные и горизонтальные линии, поперечные и продольные линии, знать понятие квадрата, знать понятие и уметь рисовать овал. Поэтому я рекомендую выполнять его в 3 классе школы.

Это задание построено таким образом чтобы упростить многие понятия, сделать их доступными для детского восприятия, и тем не менее, задание остается сложным для учеников, поэтому учителю необходимо вовлечь учащихся в процесс обсуждения, чтобы они понимали чего от них требует учитель и успешно справились с заданием.
 


 
Рисунок 1

Начало работы над рисунком.

Рисунок 6

Таким образом мы научились делить отрезки на равные части.

 
Рисунок 23

Законченный рисунок натюрморта.

 

© Сковпень С.А, 9.05.2010

 

Адрес:skov_sa@mail.ru

 
  Рейтинг@Mail.ru