Казак Мамай
Казак Мамай

Калинов мост
Калинов Мост

Кирилл и Мефодий
Кирилл и Мефодий


 

В помощь учителю

План конспект открытого урока по изобразительному искусству

Рисование по представлению в 3 классе.
Урок проводится по индивидуальной программе «Изобразительное искусство» учителя ИЗО муниципальной Афипской гимназии Сковпень С.А.

Здесь представлен 7 урок в 1 четверти, это 2 урок 6 задания «Рисунок интерьера комнаты» притом, что 6 задание рассчитано на 3 урока и происходит в следующей последовательности:

6 урок.

Содержание урока:

Построение интерьера комнаты по плану.

Учебные задачи:

Построение объема комнаты по плану, выявляя основные различия по величине и взаимному положению между ближней и дальней стеной комнаты. Деление пола комнаты на квадраты паркета. Рисунок оконного переплёта на дальней, фронтальной стене комнаты.

Основными требованиями к выполняемой работе являются:

правильное изображение интерьера. Точное деление отрезков прямых. Передача пространства комнаты с помощью линий.

 Общий вид задания для 6 урока

Общий вид задания представлен на наглядном пособии № 1.

7 открытый урок

Содержание урока:

Рисунок стола и стула в интерьере комнаты.

Учебные задачи урока:

Вписать в пространственное изображение комнаты рисунок стола и стула. Найти им место на изображении пола комнаты. Нарисовать изображение других предметов в интерьере. Изобразить на столе натюрморт.

Основные требования к выполняемой работе:

  • Правильно определить место на плоскости пола для каждого предмета.
  • Научиться строить объемные предметы прямоугольной формы.

Зрительный ряд:

Таблицы по теме, рисунок на доске.

Графические материалы:

Альбом, карандаш, резинка.

Оформление классной доски:

с правой стороны – таблицы методической последовательности работы над рисунком. По центру – рисунок учителя. Левая сторона – для графических пояснений по ходу урока.

План урока

  • Организационная часть 2-3 мин.
  • Вводно-мотивационная часть 5-7 мин.
  • Активное обучение путём взаимодействия учителя с учениками 20-25 мин.
  • Рефлексивно-оценочная часть 8-10 мин.

Ход урока:

1. Традиционное приветствие учителя и учеников. Проверка готовности учеников к уроку. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового задания.

2. Сказать о том, что на прошлом уроке мы смогли выполнить новое для нас и достаточно сложное задание благодаря тому, что применяли знания, полученные на предыдущих уроках. Сегодняшнее задание также будет трудным, но если мы вспомним всё то, что делали ранее и будем внимательны и аккуратны, то я уверен в успехе моих учеников. Главное, что нужно знать при выполнении этого задания это: чем отличаются в рисунке ближние и дальние предметы и в чем их сходство? Задаю эти вопросы ученикам и отмечаю главные признаки:

  • дальние предметы больше ближних;
  • ближние предметы могут закрывать дальние;
  • при нормальном взгляде на вещи основания дальних предметов выше ближних;
  • при удалении предметы не меняют свою форму.

Затем вывешивается наглядное пособие № 1 и на примере предыдущей работы учеников подчеркиваются примеры применения этих признаков. В ходе обсуждения этих вопросов хвалю учеников рассуждающих правильно, говорю о своей уверенности в том, что они смогут выполнить эту сложную работу.

3. Вывешивается таблица № 2 и говорю о необходимости найти место для стола в комнате. Вопросы. Где может находиться стол в комнате? Где находится место под столом? Какое оно? Любили ли вы, когда были маленькие, сидеть под столом?

Рисунок 2

Наглядное пособие № 2

Смотрите, где находится в комнате это место. Вот оно на плане, а вот в интерьере комнаты. Найдите это место в своих рисунках и обведите.

Рисунок на доске 1

Пока дети выполняют это задание, учитель рисует на доске пол комнаты и находит на нём место для стола. А теперь давайте посмотрим, где у нас будет находиться передняя часть стола – это две передние ножки и верхняя крышка стола. Поднимем в наших рисунках две линии ножек от ближних углов места для стола на полу. Если передняя часть стола квадратная, то где будет находиться верхняя часть стола? Указкой отмечаются возможные положения этой верхней части. А затем по желанию вызывается ученик, который на доске показывает, как определить это место. Причем подчеркиваются основные свойства квадрата - все стороны равны и углы прямые. Исходя из того подчеркиваю, что вертикальные линии идут вертикально и ориентируются по направлению вертикальных линий стен и для наглядности рисую на доске неправильный вариант рисунка и небольшое его обсуждение.

Затем рисуется квадрат дальней плоскости стола аналогично ближней. Вопрос классу: «В чем отличие и сходство ближней и дальней плоскости стола?» Отмечается то, что при удалении квадрат не перестаёт быть квадратом, только становится меньше. Соединяя углы ближней и дальней плоскостей прямыми линиями, получаем объемную фигуру куб, которая поможет нам правильно нарисовать стол.

Снимаю наглядное пособие № 1, а на его место вешаю наглядное пособие № 3. Чтобы превратить геометрическую фигуру куба в стол, накинем на верхнюю часть куба, которая у стола называется столешница, скатерть, свисающую по краям в виде волнистой линии.

Все лишние линии, которые оказались закрыты скатертью, вытрем резинкой. Затем покажем, что ножки имеют толщину и заканчиваются полукруглыми краями на тех местах, где они стоят на полу.

Вопрос классу: «Чем будут отличаться ближние ножки от дальних?»

Рисунок 3

Наглядное пособие № 3.

Вот наш стол и готов. Что нужно ещё в нашей комнате? Чего здесь не достаёт? Конечно стула.

 Если мы с вами сумели нарисовать стол, то стул для нас уже не проблема.

Рисунок на доске 2

Самое главное для нас – найти место, где он будет находиться. Посмотрите на рисунок, который я повесил. Где здесь будет находиться стул? Сколько клеточек пола он будет занимать? Кто может показать на доске, где будет находиться стул?

Находим место для стула на полу. Поднимаем вертикальные линии ближней плоскости стула, находим верхнюю границу квадрата – это мы уже умеем.

Чем будет отличаться этот квадрат от квадрата плоскости стола? Он меньше. Самостоятельно рисуем дальнюю сторону стула и боковые стороны – получаем маленький куб.

Как нам теперь превратить этот куб в стул? – Правильно нужна спинка.

Стул нарисовать просто, если знаешь одно свойство – ставлю стул учителя боком у доски посредине класса. Посмотрите - у него спинка равна высоте ножек. Поэтому поднимем у ножек, у которых находится спинка две линии вверх на высоту ножек над ними. А для того, чтобы нам не ошибиться – измерим высоту с помощью карандаша.

Остаётся теперь нарисовать толщину сиденья, ножек и спинки, и стул готов.

Рисунок 4

Наглядное пособие № 4

Теперь, когда мы закончили рисунок стола и стула мы можем оживить наш рисунок, добавив несколько деталей.

Снимаю наглядное пособие № 3, а на его место вешаю наглядное пособие № 4. Эти детали вы можете нарисовать самостоятельно, правда иногда в таком рисунке делается ошибка. Вот какая. Рисую на столе кувшин или вазу, основание которой находится на линии края стола. Где здесь ошибка? – Правильно, кувшин стоит не в середине стола, поэтому рисовать его нужно начинать от середины. Вот так. Переделываю рисунок на правильный.

8 урок

Содержание урока:

Завершение рисунка интерьера комнаты.

Учебные задачи:

Рисунок предметов висящих на боковых стенах комнаты. Рисунок абажура свивающего с потолка. Добавление деталей оживляющих интерьер комнаты. Выборочная штриховка элементов интерьера. Выделение главного тоном и толщиной линии. Основные требования к работе: Целостное решение среды интерьера. Использование 3-х видов штриха светлый, средний и темный.

Рисунок 5

Общий вид задания представлен на наглядном пособии № 5

Прошу дежурных собрать работы учащихся и раскладываю вместе с ними или развешиваю с тем, чтобы получилась выставка работ учащихся.

Затем провожу оценивание работ учащихся по принципу соответствия их работ тем понятиям, о которых говорилось на уроке и требованиям к работе.

Выделяю лучшие работы. Если в отдельных работах есть существенные ошибки, прошу автора самого их найти, так как в сравнении с другими они хорошо видны.

Сравниваю сегодняшние работы с теми, которые они делать ранее, если есть достижения – акцентирую на них внимание. В средних и слабых работах нахожу что-либо хорошее, чтобы похвалить автора.

Прошу учеников завершить свои работы дома, если что-то необходимо исправить или доделать.

Говорю о том, что на следующем уроке мы завершим начатое задание, поэтому прошу детей не добавлять пока ничего другого и не раскрашивать.


 
Урок проводился учителем Афипской муниципальной гимназии Северского района, Краснодарского края Сковпень С. А. 18 октября 2000 г. .

 


 

 

© Сковпень С.А, 10.05.2010

 

Адрес:skov_sa@mail.ru

 
  Рейтинг@Mail.ru