Казак Мамай
Казак Мамай

Калинов мост
Калинов Мост

Кирилл и Мефодий
Кирилл и Мефодий


 

В помощь учителю

Деление отрезков на равные части и пропорции человека

В описании всех ближайших заданий я транслирую один и тот же приём деления отрезков на равные части. Он служит для того, чтобы показать учащимся новые возможности такого способа работы. Этот способ достаточно прост для овладения им даже младшими школьниками. Ведь ученикам проще понять новый материал, опираясь на знания, приобретённые ими на предыдущих уроках.

Ребёнок учится переносить известные способы решения творческих задач в новые условия. Обучение становится развивающим. При этом делается значительный вклад в умственное развитие детей, создаются предпосылки для качественных позитивных сдвигов в нем.

Начинать изучение пропорций фигуры человека можно с помощью изучения искусства ранних цивилизаций. И хорошо если перед глазами учащихся будет находиться рисунки с примерами применения пропорционального деления. Лучшим примером для подобного рисунка являются, по моему мнению, древнеегипетские рисунки на папирусе или фрески.

Древне Египетская фреска

Эти рисунки обладают такими качествами как чёткость и обобщённость контуров. Они выполнены по древнему канону, в котором все части фигуры показаны в наилучшем ракурсе, при этом каждая часть фигуры имеет приближенные к реальности размеры.

Древнеегипетская фреска.

Особенностью этих рисунков является то что, если вся фигура изображалась в профиль, то линия плеч и туловище изображалось в анфасной проекции. Несмотря на такое вольное обращение с натурой все эти фигуры обладают удивительной выразительностью, полны динамики и красоты. Поэтому я рекомендую начинать изучение пропорций человека с древнеегипетских рисунков.

Да и стоит прислушаться к приверженцам биогенетической теории о том, что ребёнок в своём творческом развитии проходит постепенно те же стадии что и вся человеческая цивилизация. К тому же это послужит укреплению межпредметных связей с уроками математики и истории.

Ещё во времена древнего Египта был разработан специальный канон, который египтяне установили путем изучения и измерения, как всей фигуры, так и каждой ее части.

Древнеегипетский канон.

В древнем Египте рисунок человеческой фигуры, которая была изображена стоящей прямо, лицом вперед, и тело этой фигуры было разделено параллельными горизонтальными линиями на 21% равных частей. Единицей измерения служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра, фигура разделена на 19 равных частей при этом 2% части приходятся на традиционный головной убор.

Такой способ деления достаточно сложен и совсем не будет восприниматься младшими школьниками.

Рисунок сетки.

Поэтому мы поступим иначе. Для начала разделим всю высоту фигуры на 8 равных частей по высоте (Подробно этот способ деления описан в уроке «Рисунок натюрморта по представлению») проведем среднюю вертикальную линию, отложим от неё в 2 противоположные стороны отрезки линии равные восьмой части высоты фигуры и через них проведем ещё 2 вертикальные линии. У нас получилась прямоугольная сетка из квадратов 8 квадратов в высоту и двух квадратов в длину. Проведём через сетку 2 диагонали, так как показано на рисунке.

Рисунок фигуры человека.

Эти диагонали пересекутся в средней точке сетки на линии бёдер нашего человека. Она проецируется в нашем случае в точку или в очень короткую линию. Высоту головы человека возьмем равной высоте верхнего квадрата. Разделив оставшуюся нижнюю половину под головой на 3 равных части получим линию плеч. Проведём горизонтальную линию плеч до пересечения с диагоналями. Высоту колена получим на высоте двух нижних квадратов. Высоту стопы получим, разделив нижнюю четверть высоты человека на 4 равные части, а длину стопы возьмём равной высоте головы, или длине одной клетки. Локоть руки будет находиться на высоте 5 клеточек, а кисть опущенной вниз руки займёт всю 4 клеточку.

Рисунок головы человека.

Рисунок головы человека занимает особую часть в системе пропорций. Ему нужно будет посвятить целый урок, предваряя им рисунок фигуры человека. Для него важно выбрать правильную систему координат понятную и знакомую детям. Я предлагаю для этих целей взять квадрат, разделенный на четыре части. Основные принципы построения пропорций головы человека понятны из рисунка. Здесь важно подчеркнуть особенности формы переносицы, обратить внимание на направление спинки носа, согласовав её наклон с задней поверхностью уха, акцентировать внимание на высоте разреза губ, она будет находиться на 1/3 высоты от подбородка до кончика носа, создать выразительный разрез глаз, правильно нарисовать форму носа подбородка и губ.

В этом рисунке я показал восточный тип лица, характерный для изображений древнеегипетских художников.

В описании данных приёмов обучения я коснулся только малой части того блока задач которые стоят перед педагогом в области изучения пропорций человека. В дальнейших статьях я расскажу о других способах изучения пропорций человека, которые я применял в своей педагогической деятельности.

 

 

© Сковпень С.А, 20.04.2010

 

Адрес:skov_sa@mail.ru

 
  Рейтинг@Mail.ru