Казак Мамай
Казак Мамай

Калинов мост
Калинов Мост

Кирилл и Мефодий
Кирилл и Мефодий


 

Прогулки по Краснодару

"Мы восхотели объявить во всей Нашей Империи… что Сечь Запорожская вконец уже разрушена со истреблением на будущее время и самого названия Запорожских казаков… Сочли Мы себя ныне обязанными пред Богом, пред Империею Нашею и пред самым вообще человечеством разрушить Сечу Запорожскую и имя казаков от оной заимствованное. Вследствие сего 4 июня нашим Генерал-Поручиком Текеллием со вверенными ему от нас войсками занята Сечь Запорожская в совершенном порядке и в полной тишине без всякого от казаков сопротивления… Нет теперь Сечи Запорожской в политическом её уродстве, следовательно же и казаков сего имени…"

Из манифеста императрицы Екатерины II от 1775 года.

О работах скульптора В. П. Пчелина, и не только о нём.

Сергей Сковпень 1.05.2011


В скверике на углу улиц Красная и Горького находится памятник картине И.Е. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану “. В Краснодаре это уже второй памятник этому художнику. (Первый это портрет художника, который находится на улице Красной рядом со зданием картинной галереи им Коваленко.) Однако это не только памятник картине художника, но и Запорожским казакам. Ведь это они освоили прикубанские степи, поставили куренные селения, по числу и с названиями запорожских куреней и основали Войсковой город Екатеринодар.

Памятник И.Е.Репину в Краснодаре.

Памятник И. Е. Репину. Автор - скульптор О. Ф. Яковлева. Открыт в 1993 году во время празднования двухсотлетия города Краснодара

Исторически так сложилось, что запорожским казакам посвящены два замечательных художественных произведения, это повесть «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя и историческая картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Е. Репина.

Николай Васильевич Гоголь открыл для русского народа и описал жизнь и нравы запорожских казаков. Сейчас мы черпаем знания о них из бессмертного произведения автора. Без Гоголя кто бы знал сейчас о той славной странице прошлого, которую зачеркнул Генерал-Поручик Текелли в 1775 … по приказу царицы Екатерины, в последний раз разрушив Сечь. Однако малороссийская душа гениального писателя воспротивилась этому, и он своим произведением через 70 лет после вышеуказанного события возродил интерес российской общественности к запорожцам, создав свою бессмертную повесть.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Картина И.Е. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

А ещё через 55 лет, на волне этого интереса появляется знаменитая картина Репина, в которой он использует описания и персонажи этого произведения Гоголя. Этим двум авторам, в жилах которых текла казацкая кровь, мы и обязаны тем, что слава запорожцев не канула в лету, а возродилась и сегодня ещё жива в памяти народной. И вот к 100 летнему юбилею этой картины, молодым скульптором Валерием Пчелиным создается скульптурная композиция  "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"  в славном городе Екатеринодаре, к этому времени давно уже переименованном в Краснодар.

Скульптурная композиция  по мотивам картины И. Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Скульптурная омпозиция В Пчелина

Скульптурная композиция по мотивам картины И. Репина "Запорожцы пишут письмо Турецкому султану". автор идеи Александр Кузнецов и скульптор  Валерий Пчелин.

И это не случайно. Ведь Репин приезжал сюда, в Екатеринодар в поисках воспоминаний о запорожцах,  чтобы писать этюды и делать зарисовки для своей будущей картины. Здесь, в станице Пашковской, он нашёл старые запорожские типы казаков, с которых написал несколько этюдов. К тому времени только на Кубани остались вольные казаки, память которых хранила воспоминания о сечевом братстве. Ведь переселившись на Кубань, они частично сохранили старинный уклад жизни, атаманское правление, казачьи вольности, казачьи регалии. Даже куренные селения на Кубани были названы именами запорожских куреней. И по сегодняшний день многие кубанские станицы всё ещё носят эти старинные имена Каневская и Брюховецкая, Васюринская и Медвёдовская. Эти и другие названия кубанских станиц и сегодня напоминают о славном прошлом запорожской Сечи. А бывшие земли запорожских казаков были отданы помещикам, и оставшиеся там вольные казаки стали крепостными у «Новорусских Чичиковых».

Фрагмент горельефа

Фрагмент горельефа украшающего двери баптистерия  во Флоренции работы мастера эпохи Возрождения Лоренцо Гиберти

Чтобы было понятно, о чём я говорю, приведу в пример фрагмент горельефа украшающего двери баптистерия во Флоренции работы мастера эпохи Возрождения Лоренцо Гиберти.

Андрей младший сын Тараса Бульбы

Фрагмент композиции с фигурой Андрея, младшего сына Тараса Бульбы

Чем же примечательна эта композиция? Это и памятник картине гениального художника и одновременно памятник казакам. Подобного не встретишь, ни на Украине, ни в России. Выполнен он в виде горельефа в большой раме. Здесь присутствуют почти все персонажи картины Репина. Фигуры первого плана сделаны очень выразительно, отсутствует только фигура казака сидящего спиной к зрителю, вместо него поставлена скамеечка, чтобы любой прохожий мог присесть на неё и тоже поучаствовать в составлении письма. Однако не могу не сказать о том, что меня огорчает в этой композиции. Мне не нравится проработка персонажей третьего плана по отношению к фигурам второго плана. Головы сделаны почти одинаково, вне зависимости от плана на котором находятся персонажи. Поэтому второй и третий план оказались слишком запутаны, собраны в одну кучу. Для примера могу привести фрагмент горельефа Лоренцо Гиберти, видно как на нём чётко расставлены планы. Здесь фигуры не просто заслоняют друг друга , они ещё различаются уровнем проработки деталей в зависимости от расположения. Отличаются  даже фигуры принадлежащие к одному плану. А в работе Пчелина этого нет. Видимо сказалось отсутствие опыта у автора, а может быть это от спешки, ведь памятник создавался к юбилею города.

К тому же вызывает недоумение фигура Андрея, младшего сына Тараса Бульбы помещенная автором рельефа крайним слева. Кажется, что автор поместил в картину персонажа из другой эпохи, с украшенной орнаментом берданкой образца 1858 года в руках и в солдатской шинели. У Репина в картине этот персонаж одет в темно-синий зипун, подпоясанный красным кушаком, на голове у него казацкая войлочная шапочка. А на рельефе Пчелина он смотрится, каким-то петлюровцем начала 20 века. Если перед автором встала композиционная необходимость поставить сюда подобную фигуру, всё-таки нужно было внимательно поработать с костюмом и ознакомиться с образцами оружия того времени.

Однако не хотелось мне быть строгим критиком, тем более, что у этого автора есть другая скульптура, украшающая Краснодар. Посвящена она литературному произведению Владимира Маяковского, стихотворению "Краснодар" (или "Собачья глушь").

Юмористическая городская скульптура «Собачкина столица» - по мотивам стихотворения Маяковского «Краснодар»

Юмористическая городская скульптура «Собачкина столица» - по мотивам стихотворения Маяковского «Краснодар». Автор В. Пчелин.

Прелестная парочка из двух собачек гуляют на углу Мира и Красной. Мне, да и многим краснодарцам они нравятся, об этом же говорит стертая патина на бронзе.

На стене из красного мрамора золотыми буквами написаны последние строки из стихотворения Маяковского о Краснодаре.

"Это ж не собачья глушь,
а собачкина столица."

Собачкина столица! Это мне чем-то напомнило лозунг который висит на Театральной площади - "Краснодар - южная столица". Непонятно, почему вообще столица. Глава Южного региона России находится  В Ростове на Дону, соседние регионы Краснодарскому краю не подчиняются. Любят у нас пустить пыль в глаза. Скорее Сочи можно назвать Южной столицей, там и президент и премьер - министр России часто бывают. А из названий Краснодара мне больше нравится как Виктор Лихоносов Екатеринодар назвал - "Маленький Париж", хоть я Парижа не видел, но название мне нравится.

Почему же "собачкина столица"? Об этом я и хочу сейчас рассказать.  Впервые я услышал это стихотворение ещё в школе, нам его прочёл на уроке литературы наш учитель Георгий Георгиевич Козмиди. Прекрасный человек, большой почитатель творчества Маяковского. Он был в молодости на тех знаменитых вечерах в Краснодаре, когда к нам в город приезжал Владимир Владимирович. Так вот, он нам рассказывал, что в это время в Краснодаре была мода на «Даму с собачкой». По улицам города гордо расхаживали в большом количестве дамы, держащие на поводках собачек различных пород, расцветок и размеров. Маяковский, когда приехал в Краснодар, конечно заметил это. И не преминул воспользоваться этим обстоятельством, вставив  в конце своего стиха эти строки. Без этих строк стихи о Краснодаре получились бы слишком восторженными. Не по Маяковскому это как-то будет. А вот если  в бочку меда  сунуть ложку дегтя, тогда всё хорошо. А то что это обидело краснодарцев, так это  "наплевать" , пусть радуются что о их городе хоть что-то написал.

Конечно, чем мог поразить одно - двух этажный, маленький, провинциальный Краснодар эту «столичную штучку» Маяковского, который перед приездом к нам в город уже успел совершить свой знаменитый круиз на пароходе в Америку.  Вот и достались краснодарцам обидные стихи от «глашатая революции». Но поэтов у нас любят, и стихи о городе изваяли в мраморе на самом видном месте. И поставили Маяковскому памятник. Только если в столице он стоит в полный рост на площади своего имени, озирая с пьедестала копошащуюся у его ног Москву, то в «собачкиной столице», Краснодаре, под его стихами на стене гуляют под ручку парочка бронзовых собачек. Вот такая память  о "пролетарском поэте" осталась в нашем городе.

Да уж,  действительно, хочется воскликнуть: "Браво краснодарцы, поделом Владимвладимычу!".

Композиция "Краснодар"

 

© Сковпень С.А, 10.05.2010

 

Адрес:skov_sa@mail.ru

 
  Рейтинг@Mail.ru